Авторы Проекты Страница дежурного редактора Сетевые издания Литературные блоги Архив

«Ленинградская хрестоматия»

"Ленинградская хрестоматия". Издательство Ивана Лимбаха. осень 2019 г.

Содержание

Предисловие Ольги Мартыновой

Михаил Кузмин

Второе вступление к поэме «Форель разбивает лед»

                Елена Шварц

                Земная плерома

Анна Ахматова

Годовщину последнюю празднуй...

                  Олег Юрьев

                Неюбилейные мысли

Осип Мандельштам

Я буду метаться по табору улицы темной...

                 Олег Юрьев

                Параллельно-перпендикулярное десятилетие

Бенедикт Лившиц

Уже непонятны становятся мне голоса...

                Олег Юрьев

                Даже Бенедикт Лившиц

Даниил Хармс

Постоянство веселья и грязи

                Валерий Шубинский

                Абсолютный дворник

Александр Введенский

Элегия

                Oльга Mартынова

                Ода на ужас

Николай Олейников

Перемена фамилии

                Олег Юрьев

                Загадки без разгадок

Николай Заболоцкий

Меркнут знаки зодиака

                Валерий Шубинский

                Вымысел и бред

Константин Вагинов

Звукоподобие проснулось...

                Олег Юрьев

                От звукоподражания до звукоподобия

Андрей Николев

Что это так, согласен, но...

                Олег Юрьев

                Заелисейские поля, или Андрей Николев по обе стороны Тулы

Сергей Петров

Поток Персеид

                Елена Шварц

                Космическая физиология

Алик Ривин

Вот придет война большая...

                Олег Юрьев

                Заполненное зияние

Геннадий Гор

И скалы не пляшут, деревья схватив...

                Олег Юрьев

                Заполненное зияние - 2

Павел Зальцман

Щенки

                Олег Юрьев

                Заполненное зияние - 3, или Cолдат несозванной армии

Дмитрий Максимов

Поэт на Лиговке

                Валерий Шубинский

                Неприятные стихи, или О мистере Хайде профессора Максимова

Михаил Ерёмин

Жук, возносимый призрачными волнами...

                Олег Юрьев

                Ерёмин, или Неуклонность

Виктор Соснора

Догорай, моя лучина, догорай!..

                Олег Юрьев

                Только тройки - суета моя, судьба...

Евгений Рейн

В Павловском парке

                Олег Юрьев

                Поэт вспоминания

Леонид Аронзон

Как хорошо в покинутых местах...

                Елена Шварц

                Родом из рая

                Олег Юрьев

                Вырастание Аронзона

Иосиф Бродский

Рождественский романс

                Олег Юрьев

                Ум

Сергей Вольф

Мне на плечо сегодня села стрекоза...

                Олег Юрьев

                На жизнь поэта

Олег Григорьев

Слезы

                Олег Юрьев

                Выходящий

Елена Шварц

Как эта улица зовется - ?ты на дощечке прочитай...

                Олег Юрьев

                Свидетельство

Александр Миронов

Осень андрогина

                Олег Юрьев

                Два Миронова и наоборот

Сергей Стратановский

Суворов

                Олег Юрьев

                Последняя победа Суворова

Олег Юрьев

Не голос, нет уже ( - ?нам голос невозможен - )...

                Полина Барскова

                Читая стихи

 

Предисловие

«Ленинградская хрестоматия» была одним из любимых литературных проектов Олега Юрьева. Он начал ее обдумывать в конце 1990-х годов, а последнее эссе - о стихотворении Сергея Стратановского «Суворов»?—?б ыло им написано в конце 2017 года. В течение этого времени на сайте «Новая камера хранения» (www.newkamera.de) постепенно появлялись стихи и сопровождающие их тексты. Почти двадцать лет кристаллизации идеи: создать образ поэзии Петербурга, возникшей, когда он назывался Ленинградом, т. е. с 1924 по 1991 год. На приглашение Олега Юрьева принять участие откликнулись Елена Шварц, Валерий Шубинский и автор этих строк.

Размышляя о возможном книжном издании «Хрестоматии», Олег Юрьев написал в 2008 году главному редактору издательства Ивана Лимбаха Ирине Кравцовой: «Речь идет о явной и потаенной истории ленинградской/петербургской поэзии и шире: культуры, речь идет о создании определенного контекста ее понимания, речь в конечном счете идет о том, что мы возьмем с собой „из Ленинграда в Петербург“ из советского времени. Вопрос далеко не решенный, и от решения его во многом зависит будущее - подготовка потребовала бы некоторого времени, она еще не завершена - остается пять или шесть поэтов».

Прошло десять лет. Сама идея постепенно видоизменялась. Если сначала предполагалось включать только поэтов, «перешедших в раздел классиков», т. е. умерших, то потом, особенно после смерти Елены Шварц, оказалось, что это проводит какую-то, в целом неестественную, границу между текстами. Единственным условием оставалось, чтобы стихотворение было написано в Ленинграде. В какой-то момент стало ясно, что «Хрестоматия» - это продолжающийся и развивающийся проект. Она завершена или, правильнее сказать, оборвана смертью Олега Юрьева и заканчивается его стихотворением «Не голос, нет уже ( - нам голос невозможен - )...» и текстом Полины Барсковой об этом стихотворении, который говорит обо всей петербургской/ленинградской традции и сам становится жестом продолжения.

«Ленинградская хрестоматия» возникла как вызов безвременью. Позднесоветские годы казались глухой порой. Это было общее ощущение. И только сейчас постепенно приходит понимание, какой это был расцвет культуры. Конечно, можно это назвать «бронзовым веком», но можно и сказать, что это был «золотой век» советской цивилизации. Десятилетия катастроф и трагедий привели к дистилляции творческих сил, которую тогда невозможно было заметить.

Может быть, время осмысления 1970–1980-х годов еще только начинается. В начале 1990-х в эссе с неожиданным названием «Второе пришествие человека без свойств» Олег Юрьев говорил о том, что советская литература еще в будущем, что мы ее еще откроем, что она еще должна возникнуть подобно тому, как великая австрийская литература: Музиль, Кафка, Целан, Канетти - сформировалась после распада

Австро-Венгерской империи. Он писал: «…то, что существует „советский человек“, как существовал „габсбургский“, - это несомненно. Пока что он неустанно осмеивается и проклинается, и, естественно, поделом. Но не может не существовать оборотной стороны, он еще покажет себя. Медленно, медленно, годами, десятилетиями (если они у нас, конечно, будут) станет проявляться в заверченном взрывом воздухе его образ. Его образы. Мы еще не знаем настоящих советских писателей, хотя, быть может, уже читали их. … А через двадцать лет наши дети скажут: „В какое время вы жили, какая была литература! - и какие печальные, одинокие, странные судьбы…“.

Что ж, давайте подождем...»

«Ленинградская хрестоматия - одна из граней этого только еще начинающего становиться видимым кристалла.

Ольга Мартынова