Авторы Проекты Страница дежурного редактора Сетевые издания Литературные блоги Архив
Григорий Дашевский

Вступление к публикации стихов Алексея Порвина в сетевом журнале "TextOnly"

В последние годы в поэтическом пространстве все сильнее и резче требование, обращенное к автору: сначала стань некоей фигурой, а потом говори; стихи — это реплики фигуры на некоторой сцене. Словно постоянный холодный ветер, это требование формирует лица говорящих, закаляет их почти до маски. Иногда этот ветер дует из области современного искусства, иногда — из более глубоких эшелонов. Последовательнее всего спорит с этим требованием понимание поэзии как субстанции, сосредоточенной в текстах, а не в авторе; и даже — предъявление стихотворений в отсутствие автора, как предметов обмена на границе племен. Между этими двумя крайними позициями размещается множество личных траекторий.

Многослойность, глубина устройства, внутреннее многообразие стихов Алексея Порвина говорят о его близости ко второй позиции. Но у него речь идет не об отсутствии автора, а об его исчезновении из виду, происходящем на наших глазах. «Я» выходит под вышесказанный ветер — и строка за строкой на наших глазах укутывается в стихотворение как в некий кокон, как ребенок — в штору; или как одно живое существо укрывается в другом. Принято говорить о саморазвитии стихотворения; здесь правильнее будет сказать о его самосвитии.

«Я» исчезает из виду — однако не растворяется в стихотворной оболочке. Сквозь многообразное, никогда не монотонное движение внешних слоев, складок текста у Порвина пробивается самостоятельный ритм невидимых жестов спрятавшегося в тексте «Я». Об этом двойственном движении, двойственном ритме можно сказать и так: образы выстраиваются в своем порядке, а интонацию им дает независимое от них, внеобразное «движение души». Отсюда беспричинная вескость многих строк, производящая сильное впечатление на читателя — «С близкого же расстоянья / Бог показался мне садом». Как будто их произносит человек под действием нахлынувшего (но тайного) сильного чувства, не связанного с содержанием его слов прямой или очевидной связью. Отсюда же и неожиданная ненасыщенность некоторых ключевых слов — их точнее будет назвать ключевыми умолчаниями.

Не говорящая стихами фигура поэта, но и не стихи как самодостаточный объект; а взаимодействие двух подвижных существ, внешнего и внутреннего, укрывание одного существа в другом — вот что мы видим в стихах Алексея Порвина. В этих стихах нам предъявлен отказ становиться, рождаться на свет квазичеловеческой фигурой; и одновременно — отказ подменять эту фигуру вещью, предметом, камнем. Этот двойной отказ приводит к жизни не на свету, но внутри живой подвижной оболочки стихов. Эту невидимую двойственную жизнь мы и наблюдаем по внешним движениям стихотворений.

(опубл. в качестве вступления к публикации стихов Алексе Порвина в сетевом журнале “TextOnly” — http://www.textonly.ru/votum/?issue=25&article=26939 )