Авторы Проекты Страница дежурного редактора Сетевые издания Литературные блоги Архив
Стихи с комментариями
2007-2008

Михаил Айзенберг
    комментирует стихи
        С. Гандлевского
        М. Гронаса
        С. Круглова

Дмитрий Веденяпин
    комментирует стихи
        Н. Байтова
        А. Наймана
        В. Полещука

Леонид Шваб
    комментирует стихи
        Ф. Сваровского
        И. Жукова
        Г. Гора

Валерий Шубинский
    комментирует стихи
        Д. Строцева
        О. Юрьева
        И. Булатовского


Стихи с комментариями 2006

Леонид Шваб

Федор Сваровский

ВИДЕЛ ОВЧАРКУ

Сережа
сын сумасшедшего
в клинике вырос

никого не знает
ничего не видел

видел один раз овчарку
залез на забор
и увидел овчарку

снится потом
что приходит за ним овчарка
приносит все документы

все как положено
и его забирает
и выписывают его
и она его забирает

санитары
медсестры
прощаются
улыбаются

и он с овчаркой
и он на такси
уезжает

слышал что есть там что-то такое
типа мол Бог

и думает: надо же Бог

видит овчарку

 

Мне кажется, что лучшие стихи Сваровского тяготеют к форме кристалла, т .е. сама  структура текста предполагает кристаллическую решетку. Отсюда – предельные простота и ясность, надежность звуков. При этом автор замечательно сдержан, даже, может быть, безмятежен – до той самой границы, насколько возможно.       .    

 

 Игорь Жуков

ДЕДУШКА ПЕТР ТИМОФЕЕВИЧ

дедушка ко мне пришел
Петр Тимофеевич
мой 85-летний дедушка

нет, сейчас ему уже 107

лет 20 не приходил а теперь пришел
так по лестнице скакал –
я угнаться не мог!

а потом под лестницей
среди обломков мебели сел
достал папиросу
а я в восхищении
дал дедушке прикурить

прежде я дедушку никогда курящим не видел

 

На одном выдохе стихи, без единой склейки. Большая редкость, по-моему, в любые времена. Самое главное – зримое ощущение чуда. Завернул в хорошо знакомый переулок, а там вместо асфальта река. Из буквально ничего, на пустом буквально месте – стихи.

 
Геннадий Гор

* * *

Ворона взмахами крыла пишет в небе картину.
Гинсбург в длинный бинокль смотрит в кустах на Арину.
Вот уж раздела белое тело Арина похожее на перину,
Вот уж сорочку сбросила пухлой рукою в корзину,
Вот уж рукою другою чешет жаркие бедра,
Вот уж в воду идет, неся с собою ведра,
Вот уж колыхаясь и фыркая бодро,
Из речки на берег выходят и ведра и бедра.
Ворона летая все пишет и пишет картину,
Гинсбург в длинный бинокль смотрит в кустах на Арину.

1942

Затрудняюсь указать на отдельно взятые тексты, читалось целиком и без интервалов. (Выбрал все же для примера, боюсь, не самый убедительный).  Потрясение, идущее не от самих только текстов, а от ситуации «потайных стихов». Потайных в том смысле, что на каждой стене начертано – нельзя сочинять стихи. И автор с бесконечным хладнокровием отвечает – я знаю, что нельзя.